
То ли в конце 19-го века, то ли в самом начале 20-го, где-то посреди таежных лесов и между бурных сибирских рек, живет в доме на окраине селения рыжая бестия Анфиса (Юлия Пересильд). Соседи ее побаиваются, и на то есть причины – «фам фаталь», ни дать, ни взять. Отец уважаемого местного семейства, купец Петр Громов (Александр Балуев) готов ради нее бросить семью, точнее жену Марью (Наталья Суркова), которая, впрочем, тоже не без греха, так что формальный повод есть. Статный бородатый мужик Громов то и дело валится на колени, клянется Анфисе в любви, осыпает ее драгоценностями. Так, в очередной шкатулке ушлая роковуха обнаруживает спрятанную под двойным дном записку, с помощью которой можно шантажировать всю купеческую семью. А у нее на Громовых большие виды – точнее на их сына Прохора (Александр Горбатов). Когда-то у них с Анфисой была интрижка, а теперь он возвращается в родные места с завидной невестой Ниной (Софья Эрнст), дочкой другого не менее уважаемого, чем Громов, купца Куприянова (Роман Мадянов). Прознав про приезд возлюбленного, Анфиса резко дает старшему Громову от ворот поворот и начинает шантажировать младшего той самой загадочной запиской из шкатулки.
И это только одна из многочисленных сюжетных линий «Угрюм-реки» - будет тут и мистика с участием то ли девушки-то ли видения (Евгения Манджиева), и криминальная история, расследование которой снято чуть ли не в духе американского многосерийника «C.S.I Место преступления», и судебная драма, и комедия – не доживший до премьеры артист Сергей Колтаков играет проницательного следователя с отменным чувством юмора (вот он, русский «Твин Пикс», наконец-то), и, естественно, бесконечная любовная «санта-барбара». Не одних Громовых покорила Анфиса, есть и другие женатые мужики и их ревнивые супруги.


В выбранном современном стремительном ритме повествования авторы сделали упор на жанровость и на вечные конфликты на почве любви и денег (не слишком актуальную тему классовой борьбы и прочих примет времени написания романа и съемок оригинального сериала замяли) – и, кажется, не прогадали. Местами «Угрюм-река» выглядит смешной, аляповатой, попсовой, но, чем дальше смотришь, тем больше понимаешь, что в этой намеренной несерьезности по отношению к роману и оригинальному фильму – вся прелесть. В конце концов, с точки зрения литературы, «Угрюм-реку» нельзя назвать великим произведением – на застывшую в веках эпичность «Тихого Дона» уж точно не тянет. Потому и дает современным интерпретаторам больше пространства для фантазии. Единственный способ привлечь внимание нынешнего зрителя к столь закономерно устаревшему материалу – хотя бы частично, визуально, стилистически, актерский и режиссерский перевести его на язык сегодняшнего времени.
«Угрюм-река» на Первом канале с 9 марта.